Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Большая профориентационная игра

 
Большая профориентационная игра[1] — это карточная игра, в завершении которой школьники составляют и сопоставляют свои варианты выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Играть лучше всего в группе до 10 человек. Если занятия посещает большее количество школьников, то имеет смысл провести игру дважды – по двум подгруппам.
В начале педагогу важно установить эмоционально-доверительный контакт со школьниками. Здесь важны не столько формальные процедуры приветствия, сколько подача невербальных сигналов доброжелательности, при необходимости можно начать беседу с нейтральных вопросов, не касающихся напрямую проблем профессионального выбора. Логикой развития контакта может служить формула «от максимальной доброжелательности к доброжелательной конструктивности».
Появление на столе у каждого школьника колоды оригинально выглядящих карточек будет способствовать созданию стимула для работы, делая в глазах подростка ее отличающейся от других известных и привычных форм работы. Карточки для работы могут, на усмотрение педагога, использоваться либо из числа заранее изготовленных, либо с добавлением тех, которые сделаны непосредственно для использования в данной конкретной игре с учетом территориальной или профессиональной специфики региона, а также склонностей и интересов детей. Карточки распечатываются на бумаге разных цветов – в зависимости от группы, к которой принадлежит каждая из карточек (обязательно – с указанием принадлежности к определенной группе карточек). Все карточки снабжены перевернутым знаком вопроса в нижней их части.
 
Примерный вариант карточек
Группа «Кто»
Оптимизм
Чувство юмора
Умение сосредоточиться
Умение быстро улавливать изменения
Хорошая память
Умение работать с информацией
Умение быть убедительным
Владение мимикой и жестом
Владение телом
«Золотые руки»
Физическая сила
Внешняя привлекательность
Выносливость
Готовность к мобилизации сил
Желание меняться
Хорошая реакция
Владение голосом
Чувство времени
Смекалка
Творческое воображение
Интуиция
Жизненный опыт
Умение общаться
Находчивость
Бескорыстие
Инициативность
Предприимчивость
Воля
Смелость
Самокритичность
Достоинство
Репутация
Уравновешенность
Группа «Что»
Беседовать с клиентами
Изобретать новое
Управлять транспортным средством
Готовить пищу
Убирать помещения
Реставрировать памятники архитектуры
Экспериментировать
Принимать решения в экстремальных ситуациях
Обучать детей
Ухаживать за растениями
Лечить животных
Много времени проводить в поездках
Редактировать тексты
Обслуживать посетителей
Обслуживать локальную компьютерную сеть
Создавать веб-сайты
Вести расчеты
Тренировать
Публично выступать
Выполнять опасную работу
Руководить подчиненными
Устанавливать деловые связи
Настраивать технические устройства
Ремонтировать помещения
Конструировать
Тренироваться
Спекулировать (легально)
Репетировать
Выступать на сцене
Принимать участие в спортивных соревнованиях
Помогать людям
Разбираться в дизайне помещений
Группа «Где»
Общеобразовательная школа
Войсковая часть
Полиция
Спасательная служба
Подводная лодка
Монастырь
Служба жилищного хозяйства
Аэропорт
Гостиница
Техподдержка интернет-провайдера
Министерство, управление, департамент
Офис топливной компании
Редакция газеты, радиостанция
Ферма
Стройка
Автомобильный завод
Атомная электростанция
Больница, поликлиника, роддом.
Туристическое агентство
Развлекательный центр
Театр
Музей
Буровая установка
Домашний кабинет
Кухня в ресторане
Салон красоты
Курьерская служба
Лесное хозяйство
Ветеринарная клиника
Универмаг
Кафе быстрого питания
Проектная лаборатория
Группа «Кем»
Предприниматели
Квалифицированные рабочие
Менеджеры
Политики
Творческие люди
Авантюристы
Фермеры
Технологи
Психологи
Сервис
Путешественники
Ученые
Медики
Фрилансеры
Педагоги
Кулинары
Маркетологи
Инженеры
Программисты
Защитники Отечества
Группа «Каким»
Сильный
Увлеченный
Умный
Ловкий
Сосредоточенный
Хитрый
Дотошный
Амбициозный
Квалифицированный
Суровый
Стрессоустойчиый
Особенный
Веселый
Организованный
Свободный
Исполнительный
Пунктуальный
Творческий
Смекалистый
Независимый
Терпеливый
Привлекательный
Группа «Зачем»
Родина
Приключения
Лидерство
Общение
Радость достижений
Окружение
Эмиграция
Деньги
Счастье
Власть
Здоровье
Путешествия
Азарт
Свобода
Семья
Престиж
Духовный поиск
Группа «Профессия»
Воспитывать
Достигать
Создавать
Измерять
Изобретать
Рисковать
Помогать
Интриговать
Придумывать
Руководить
Защищать
Ремонтировать
Упорядочивать
Консультировать
Испытывать
Проверять
Исследовать
Объяснять
Строить
Выращивать
Манипулировать
Обрабатывать
Группа «Хобби»
Создавать уют
Гадать
Играть
Сочинять
Коллекционировать
Тренироваться
Рисовать
Любить автомобили
Путешествовать
Украшать дом
Читать
Красиво одеваться
Танцевать
Мастерить
Готовить
Группа «Личность»
Предприниматель
Счастливая свадьба
Выгодная свадьба
Добиваюсь своего
Искатель приключений
Первый во всем
Сделал дело - гуляй смело
Оригинал
Хитрец
Фанат своего дела
Мыслитель
Революционер
Я как все
Не такой как все
Мечтатель
Душа коллектива
Моя хата с краю
Самый умный
Гений
Ценитель прекрасного
Богач
Мастер на все руки
Семьянин
Юморист
Консерватор
Герой
Хорошо быть дураком
 
Шаг 1
Каждому школьнику сначала предлагается проранжировать заранее подготовленные три группы карточек: группу каточек «Кто» (в них перечислены качества, используемые в профессиональной деятельности), группу каточек «Что» (здесь перечислены основные трудовые действия), «Где» (то есть - возможные места работы).
Затем они ранжируют карточки «Кем», «Каким», «Зачем».
Наконец, завершается работа аналогичными действиями с карточками из групп «Профессия», «Хобби», «Личность».
Шаг 2
Обучающемуся на втором шаге предлагается взять из выбранных на первом шаге карточек несколько наиболее привлекательных для него.
Теперь он перед собой свои выбранные карточки, и ему предлагается усомниться в:
•    своей возможности проявить те или иные качества;
•    выполнять регулярно, повседневно те или иные избранные трудовые действия;
•    приспособиться к возможным (желаемым) местам работы.
Карточки, в которых «усомнился» обучающийся, переворачиваются находящимся в нижней их части «знаком вопроса» наверх.
Далее можно предложить обучающемуся проранжировать отвергнутые на первом шаге карточки.
Шаг 3
С обучающимся ведется разговор о явных его «отличиях» от «среднестатистических сверстников» (то, что эти различия имеются, определяется уже через некоторое время после начала игры) как о потенциальном ресурсе его развития. Школьнику предлагается в оказавшемся у него наборе карточек обнаружить существенные противоречия.
Специально при прохождении первых трех шагов исключается разговор о конкретных профессиях (отчасти – ввиду низкой информированности многих молодых людей об их практическом содержании), поскольку завершающим шагом работы является конструирование из карточек двух или более логически связанных между собой «молекул» профессий – потенциальных версий профессионального будущего.
В ходе большой профориентационной игры у школьника, во-первых, формируется представление о наличии у него отдельных компонентов личных профессиональных перспектив. Во-вторых, в ходе проведенной работы частично реализуется первый этап педагогической поддержки, на котором обучающемуся иногда удается осознать суть своей проблемы, словесно ее оформить в том или ином виде, иногда – не удается, однако происходит выявление содержания проблем, мешающих конструктивному развитию, а от подростка может поступить запрос и согласие на оказание ему дальнейшей помощи.
Шаг 4
На этом шаге производится совместная с обучающимся процедура группирования из их карточек «молекул» профессий. Вокруг одной, чаще – двух, реже – трех карточек (для этой цели лучше выбрать карточки групп «Что» или «Где») школьники формируют логически близкие этим карточкам характеристики видов профессиональной деятельности. Некоторые карточки не находят своего применения ни в одной из «молекул», некоторые – располагаются между «молекулами», как бы относясь к каждой из них.
При наличии времени можно соотнести «молекулы» профессий с конкретными видами профессиональной деятельности или направлениями продолжения образования. Иногда обучающийся сам называет достаточно четко сферу своих профессиональных интересов. В других случаях использование такого подхода позволяет давать «молекулам» профессий достаточно расплывчатые названия – «охранно-защитная» профессия, «героическая» профессия, профессия «делового человека», «техническая» профессия, «инженерная» профессия, «помогающая» профессия, «оперативная» профессия и т.д.
Никаких жестких рекомендаций самоопределяющийся молодой человек не получает, для него становится очевидным, что это не «тест», но тем не менее его собственными руками на рабочем столе оказывается сформирован некий результат, предполагающий построение версий профессионального будущего. В то же время простота работы очевидна, и с данной игрой справляется большинство подростков.
В ходе работы обучающемуся предлагается производить «перевертывание» карточек в том случае, если он сомневается в том, что он на самом деле готов к такому выбору.
Шаг 5
На нем производится конкретизация сформированных «молекул» профессий» до какого-либо варианта, доступного для обнаружения в территориальном окружении школы или за его пределами.
Превращение умозрительного образа «профессии» в конкретный вариант сопровождается рассмотрением основных требований к профессии.
Шаг 6
На нём производится определение наиболее актуальных для обучающегося факторов выбора. При помощи педагога он выбирает и конкретизирует те факторы, которые представляются ему важными для предстоящего принятия профориентационного решения – для удобства их лучше записать в свой блокнотик или на отдельном листке. Педагог предъявляет ему перечень типичных факторов, оказывающих влияние на выбор, и предлагает определить самые «весомые», либо дополнить этот список своими факторами.
 
Перечень типичных факторов выбора профессии
Мнение родителей; Мнение наставника; Мнение учителей; Мнение психолога; Мнение друзей; Пример профессий родителей; Пример профессии наставника; Пример старших товарищей, знакомых, сестер, братьев; Желание стать предпринимателем; Успеваемость по определенным предметам; Желание продолжить обучение  по определенным предметам; Материальное положение семьи; Бесплатность или низкий уровень оплаты за обучение; Возможность в дальнейшем уехать жить и работать в другое государство; Легкость обучения («не хочу или не могу напрягаться»); Трудность обучения («хочу гордиться преодоленными трудностями»); Перспективность варианта для будущих этапов обучения; Наличие шанса продолжить обучение в определенном учебном заведении; Желание продолжить обучение «на старом месте»; Желание изменить место обучения; Желание приобрести определенную профессию; «Качественный» преподавательский состав и хорошая материальная база на месте продолжения образования; Желание остаться в том же коллективе одноклассников; Территориальная близость места учебы; Престижность места продолжения образования; Хорошая репутация места продолжения образования; Ярко выраженный интерес к определенной области знания, технологии, искусства; Влияние средств массовой информации, кино- видеофильмов, литературных произведений; Опыт посещения кружков, студий, учреждений дополнительного образования;    Возможность много и интересно общаться, приобретать интересный опыт; Отсутствие негативного влияния на здоровье при продолжении образования.
 
Шаг 7
Наконец, завершается работа «взвешиванием» сформулированных на 5 шаге вариантов выбора. Для этого используется «Таблица принятия решения».
Если в ходе работы ребенок собрал только одну «молекулу» профессии (четко сформулировав таким образом лишь один вариант своего выбора), то педагог предлагает ему создать второй вариант его выбора – может быть даже случайным образом из оставшихся у него карточек.
Итак, начинается работа с таблицей. По горизонтали в таблицу вписываются имеющиеся варианты выбора (как правило, их оказывается всего два, но может быть и больше).
По вертикали в таблицу подросток вписываются те факторы, которые подросток посчитал наиболее важными для выбора.  
После того, когда будут вписаны наиболее важные факторы, нужно рядом с самыми важными из них (слева) проставить отметку особой значимости «х2» (умножить на 2). Это будет их «весовой коэффициент».
Далее следует оценить, насколько каждый из выписанных факторов соответствует имеющимся вариантам. Если фактор оценивается подростком как «очень важный», то он получает 3 балла, если фактор был обозначен как «фактор средней значимости», то 2 балла, «не очень важный фактор выбора» – 1 балл.
После этого проставленные баллы умножаются, при необходимости, на их весовой коэффициент - то есть на 2.
Работа завершается тем, что по каждому варианту (столбцу) подсчитывается сумма всех баллов и полученные результаты выписываются в нижней строке таблицы.
 
Таблица принятия решения   
Весовой коэффициент «х2»
Факторы выбора
1 вариант:
 
 
2 вариант:
 
 
 
Фактор 1
 
 
 
Фактор 2
 
 
 
Фактор 3
 
 
 
Фактор 4
 
 
 
ИТОГО:
 
 
 
Когда произведены расчеты, подростку предлагается «усомниться» в результатах проделанной работы. И не только потому, что нельзя безоговорочно доверять «схемам» и «таблицам». А потому, что один из факторов может иметь вес, превышающий остальные не в 2, и не в 4 раза, а гораздо в большее количество раз.
Конечно же, нельзя переоценивать эти чисто количественные показатели привлекательности вариантов. Они являются лишь основой для дальнейших размышлений.
Таким образом, в ходе игры создается возможность обучающемуся «взвесить» те варианты, которые были самостоятельно сконструированы им из, казалось бы, несущественных, но понятных элементов, и превращены из умозрительной конструкции в относительно конкретизированный вариант образовательного и профессионального становления.
В конце игры нужно зафиксировать результат работы, например, сфотографировать полученные «молекулы» профессий каждого школьника.
 
[1]Игра разработана на основе игр, созданных Н.С. Пряжниковым (см., например, Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] /. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 490 с.